Предисловие
Прежде чем приступить к разбору технических особенностей, стоит посвятить некоторое время обсуждению вопросов, почему люди интересуются компьютерными сетями и для
чего эти сети могут быть использованы. В конце концов, если бы никто не был заинтересован в развитии этих технологий, то небыло бы построено такого огромного
количества самых разных сетей. Начнем статью с изучения корпоративных сетей.
Сети в коммерческих организациях
Многие современные организации используют большое количество компьютеров, зачастую значительно удаленных друг от друга. Например, могут быть отдельные компьютеры
для слежения за производственным процессом, учета товаров и начисления заработной платы. По началу все эти компоненты нередко работают изолированно друг от друга,
однако начиная с некоторого времени возникает необходимость во включении удаленных рабочих станций в компьютерную сеть для обеспечения возможности быстрого
доступа к информации по всей компании.
Если посмотреть на эту тему с более общих позиций, то вопросом здесь является совместное использование ресурсов, а целью - предоставление доступа к программам, оборудованию и данным любому пользователю сети, независимо от физического расположения ресурса и пользователя. В качестве примера можно привести сетевой принтер, от есть устройство, доступ к которому может осуществляться с любой рабочей станции. Это выгодное решение, поскольку нет никакой необходимости в том, чтобы свое печатающее устройство было у каждого служащего, к тому же содержание и обслуживание одного принтера, очевидно, обходится дешевле.
Но наверное, даже более важной проблемой, нежели совместное использование физических ресурсов (принтеров, сканеров, различных устройств записи и чтения), является совместное использование информации. В наше время любая компания, независимо от ее размеров, просто немыслима без данных, представленных в электронном виде. Большинство фирм старается вести базу данных клиентов, товаров, счетов, финансовых операций, очень часто требуется налоговая информация и многое другое. Если бы вдруг отказали все компьютеры какого-нибудь банка, даже самого крупного, он обанкротился бы минут за пять, не более. Любое автоматизированное производство с использованием вычислительной техники в подобном случае не продержалось бы и столько.
В маленьких компаниях все компьютеры обычно расположены в пределах одного офиса или, в крайнем случае, одного здания. Если же речь идет о больших фирмах, то и вычислительная техника, и служащие могут быть разбросаны по десяткам представительств в разных странах. Несмотря на это продавец, находящийся в Москве, может запросить и сразу же получить информацию о товарах, имеющихся на складе в Сингапуре. Другими словами, тот факт, что пользователь удален от физического хранилища данных на 15 тысяч километров, никак не ограничивает его возможности доступа к интересующим его данным.
Проще всего информационную систему компании можно представить себе как совокупность одной или более баз данных и некоторого количества клиентов, которым удаленно предоставляется информация. В этом случае данные хранятся на мощном компьютере, называемом сервером. Довольно часто сервер располагался в отдельном помещении и обслуживался системным администратором. С другой стороны, компьютеры служащих могут быть менее мощными, они идентифицируются в сети как клиенты, могут располагаться где угодно и иметь удаленный доступ к информации и программам, хранящимся на сервере.
Такая система называется клиент-серверной моделью. Она используется очень широко и зачастую является основой построения всей сети. Она применима и тогда, когда клиент и сервер находятся в одном здании, и когда они расположены далеко друг от друга. Например, когда пользователь получает доступ к интернет-сайту, работает та же модель. При этом веб-сервер играет роль серверной машины, а пользовательский компьютер - клиентовской. В большинстве случаев один сервер занимается обслуживанием большого числа клиентов.
Посмотрев на модель "клиент-сервер" чуть пристальнее, станет очевидно, что в работе сети можно всегда выделить два процесса: серверный и клиентский. Обмен информацией чаще всего происходит так. Клиент посылает запрос серверу через сеть и начинает ожидать ответ. При принятии запроса сервер выполняет определенные действия анализируя запрашиваемые данные, затем отсылает клиенту ответ.
Благодаря этой модели процветает интернет-коммерция. Эта область сейчас является очень перспективной и быстро развивающейся. Через интернет уже можно приобретать, например, билеты на самолет, книги или музыкальные компакт-диски. Компаниям, занимающимся виртуальной торговлей, известно что многим клиентам удобнее совершать покупки, не выходя из дома. В интернете начали появляться каталоги продукции и услуг, а заказы пользователь смог осуществлять прямо в подключенном (on-line) режиме. Вся эта технология называется электронным бизнесом.
Использование беспроводных сетей
Мобильные компьютеры - ноутбуки и карманные компьютеры (PDA) - это еще одна область, в которой сейчас наблюдается бурное развитие. У их владельцев обычно имеется
настольный компьютер на работе, но они хотят поддерживать постоянную связь с домашней "базой". Так как обычные сети, в которых информация передается по проводам,
невозможно использовать в машине или самолете, люди задумываются о беспроводных сетях.
Такого рода сети уже давно и с успехом применяются в больших компаниях, занимающихся грузоперевозками, в таксопарках, службах доставки почты и ремонта. Там это жизненно необходимо - как для отслеживания пути передвижения транспорта и груза, так и для поддержания постоянной связи с диспетчерами.
Беспроводные сети находят широкое применение и в военном деле. При ведении боевых действий в совершенно произвольном месте планеты не приходится рассчитывать на инфраструктуру местных сетей и нужно организовать свою сеть.
Следующей прикладной областью, связанной с радиопередачей цифрового сигнала, является интеграция мобильных телефонов и PDA. Первой реализацией этой идеи стали крохотные PDA, которые позволяли просматривать веб-странички на своих еще более крохотных экранах. Эта система основывалась на совершенно новом протоколе WAP 1.0 протокол, предназначенный для распространения информационных материалов по сети Интернет. Но он канул в Лету из-за того, что экраны были слишком маленькими, пропускная способность канала была низкой, да и качество предоставляемых услуг оставляло желать лучшего. Новые устройства подобного рода уже используют протокол WAP 2.0.
В будущем, вероятно, будут развиваться технологии, основанные на всеобщей тенденции миниатюризации вычислительной техники. Это касается персональных сетей и носимых компьютеров. Фирмой IBM уже разработаны наручные часы со встроенной операционной системой Linux (включая систему управления окнами X11). Они имеют выход в Интернет, с их помощью можно отправлять и получать электронную почту.